- Это мероприятие прошло.
Вторые Рассушинские чтения
03 марта 2018
В Иркутске к 150-летию известного архитектора Александра Артюшкова, во многом определившего каменный облик города, провели вторые Рассушинские чтения. Участники и докладчики, среди которых были, в основном, студенты ИРНИТУ, вспомнили о самых ярких объектах наследия архитектора.
История каждого города – это всегда история архитекторов, его отстраивавших. Иркутск в этом смысле не просто не исключение, но особенно показательный пример.
– Наличие свободной профессии архитектора позволяло очень много размышлять, и то, что мы видим сейчас с точки зрения архитектурного наследия Иркутска – а оно уникальное, нам есть, чем похвастаться перед всеми другими городами – это кладезь города, – открыл вторые Рассушинские чтения историк Алексей Петров.
Александр Артюшков, приехавший в Иркутск 31 мая 1896 года после окончания института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, прожил в городе на Ангаре 44 года, подарив ему немало каменных зданий, хорошо знакомых иркутянам. Это и «Красные казармы», и здания ИВВАИУ, комплекс зданий пивоваренного завода товарищества «В.А. Белоголовый и Ко», типография Казанцева на улице Марата, 4. Дореволюционный архитектор принял советскую власть, продолжил формировать облик Иркутска и при большевиках. Тогда под его руководством появились жилой дом на углу улиц Сухэ-Батора и Свердлова и дом для инженерно-технических работников Иркутской чаепрессовочной фабрики на углу улиц Сурикова и Марата.
Усадьба на Пестеревской
Пожалуй, самым известным зданием Александра Артюшкова можно назвать магазин Мерецкого на улице Пестеревской. Нет в Иркутске горожанина, который бы не побывал в нём хотя бы раз. Интуристы тоже его не минуют: здание расположено в самом центре Иркутска на нынешней улице Урицкого. Это «Детский мир», который размещается здесь с 1970-х годов.
А всё начиналось с деревянной усадьбы, занимавшая 30 метров по улице Большая, ныне Карла Маркса, и 82,5 метров по Пестеревской, рассказала студентка ИРНИТУ Ульяна Ганжурова. Отстроил усадьбу купец и меценат Николай Пестерев, который, кстати, по современным меркам, был представителем малого бизнеса. В 1833 году он приобрёл здесь землевладение, расшив его несколько раз. В своей усадьбе он построил двухэтажный деревянный дом, бывший, по свидетельству современников купца, одним из самых красивых зданий в Иркутске.
В своей усадьбе он также открыл табачную фабрику, затем первую в Иркутске частную литографию и фотографию и предоставил помещения под библиотеку Шестунова. Но в 1867 году Николая Пестерева объявили несостоятельным должником и выставили имущество на торги. Его усадьбу купила иркутская первой гильдии купеческая жена Елена Чернядьева. Новая владелица открыла магазин по продаже заграничных товаров. Однако и ей не повезло с этим зданием. Пожар 1879 года уничтожил все постройки и наследники Чернядьевой едва не разорились. Впрочем, им удалось на этом месте возвести угловой каменный дом с подвалом и одноэтажные товарные кладовые. Сейчас в них на углу Карла Маркса и Урицкого размещается магазин известной парфюмерной и косметической сети.
Позже обладателем усадьбы стал потомственный почётный гражданин города Семён Родионов, благодаря инициативе которого и появилось здание известного иркутянам «Детского мира». Семён Родионов запросил у городской управы разрешение построить каменные здания на месте сгоревших деревянных. Архитектором проекта стал Александр Артюшков.
Магазин Мерецкого
Иркутская летопись за 28 января 1907 повествует: «Открылся новый магазин Л.Б. Мерецкого во вновь отстроенном по проекту архитектора А.П. Артюшкова доме С.Н. Родионова на Пестеревской улице. В здании на лестничной площадке, впервые в Иркутске, было сделано витражное окно по рисунку А.П. Артюшкова «Алёнка», выполненное во Франции и смонтированное в нашем городе».
Разрешение на строительство двухэтажного здания Семён Родионов получил ещё в 1891 году. Название своё магазин Мерецкого получил по имени основного арендатора, купца первой гильдии, занимавшегося торговлей готового платья.
– Это здание – наиболее яркий образец стиля модерн в Иркутске. При простом лаконичном решении общего объёма, здесь живописное декоративное убранство, верхняя часть фасада украшена прихотливой вязью растительного декора. Раньше были еще фонарные кронштейны и металлические перила, которые не сохранились. Декор для того времени был новаторским. Позже его повторяли в других здания, но именно на этом Александр Артюшков использовал его впервые, – рассказывает Ульяна Ганжурова.
Интерьер здания также были оформлены в стиле модерн и некоторые его детали до сих пор привлекают внимание. Например, парадная лестница или витражное окно «Алёнка», но не сохранилась, например, стеклянная матовая лепнина на светильниках. В 1920-х годах здание было муниципализировано, в 1970-х его отдали под «Детский мир». Уже в 1980-х в здании провели реставрацию. Советские архитекторы бережно отнеслись к дореволюционному наследию и облик дома остался близок к первоначальному до сих пор.
Витраж «Алёнка»
У Александра Артюшкова, помимо архитектурного таланта, были и выдающиеся художественные способности, говорит доцент кафедры архитектурного проектирования ИРНИТУ Андрей Ляпин. Получил ли он какие-то практические навыки в этом направлении, неизвестно, но есть вероятность, что архитектор после окончания института гражданских инженеров был вольнослушателем в Академии художеств. По крайней мере, после выпуска Александр Артюшков ещё год пробыл в Санкт-Петербурге.
– Когда я работал в Санкт-Петербурге в архиве, то не нашёл дела Артюшкова среди выпускников института гражданских инженеров. Возможно, год он потратил на вольнослушание, такая практика была распространена, – рассказывает Андрей Ляпин.
Склонность к изобразительному искусству Александра Артюшкова нашла подтверждение уже в наше время, когда несколько лет назад при разборе мусора в доме архитектора на улице Халтурина, бывшей Медведниковской. Тогда на чердаке здания среди прочего хлама обнаружили эскиз вида на реку Ушаковка. Сейчас он находится на Ольхоне, рассказала арт-директор проекта «Дома А» Карина Пронина.
Более доступный и известный пример художественных талантов архитектора – витраж «Алёнка» в доме Мерецкого. Как считает студентка ИРНИТУ Мария Моргулис, он выполнен по технологии Санкт-Петербургской школы. На это указывает использование свинцовых «жилок» при спаивании кусков стекла. Кроме того, использована разная фактура, витраж выдержан в стиле модерн, что было характерно именно для питерской, а не французской или рижской школ.
– Доподлинно неизвестно, что послужило сюжетом для витража, но чуть ранее выходит картина Виктора Васнецова «Алёнушка», потому можно предположить, что это сибирская интерпретация, – выдвигает свою гипотезу Мария Моргулис.
До сих пор также непонятно, почему витраж сделали во Франции. По предположению студентки, в то время все материалы закупались за границей, потому Александр Артюшков решил заказать сразу всё изделие там. Впрочем, существует мнение, говорит студентка, в частности потомков архитектора, что витраж был выполнен в другом месте.
Кинотеатр «Пионер»
В центре Иркутска на улице Карла Маркса, бывшей Большой, вот уже около 15 лет простаивает за железным забором другое известное на весь город здание – кинотеатр «Пионер». Истоки его истории, как и большинства каменных зданий Иркутска, – в дереве. Кинотеатр стоит на месте деревянной одноэтажной купеческой усадьбы. В 1897 году её выкупило общество страхования от огня. «Киношная» судьба здания была ещё далеко впереди.
В 1898 году общество страхования от огня получило разрешение на строительство одноэтажного каменного здания, которое построили меньше чем за год.
– Фасад выдержан в стиле эклектика с использованием архитектурных форм эпохи Возрождения. Здесь применён дорический орден, но не как самостоятельная архитектурная система, а как декорация, наложенная на плоский фасад. Ещё интересно, что здание имеет трёхосевую симметричную композицию, которые проходят по центральному и боковым ризалитам, – рассказывает студентка ИРНИТУ Карина Богданова.
Подобно ордеру, здание имеет трёхчастное деление: у него есть цоколь, немного выдвинутый вперёд, стена и венчание, что придаёт разнообразие фасаду. Центральная ось зафиксирована высоким аттиком, на котором размещён герб Иркутска.
Кино в здании общества страхования от огня стали показывать с 1935 года. Это был первый звуковой кинотеатр в Иркутске и первым фильмом, показанным горожанам, стал «Чапаев», снятый годом ранее Георгием и Сергеем Васильевыми. Здание тогда всё ещё было одноэтажным, облик, знакомый иркутянам, оно приобрело после реконструкции 1936-1937 годов.
Решение надстроить второй этаж принял архитектор Борис Кербель, который с почтением отнёсся к детищу предшественника и сохранил стилистику и закономерности Александра Артюшова. Но именно с подачи руководителя переустройства боковой фасад «Пионера» стал равнозначным центральному. Именно в это время к нему пристроили парадную лестницу и открытую галерею с колоннами.
Свой функционал кинотеатр сохранял до начала 2000-х годов. В 2003 году его выкупила ГК «Фортуна», которая собиралась снова реконструировать здание вместе с застройкой квартала многофункциональным жилым комплексом. По словам Алексея Петрова, в техзадании к проекту реконструкции указывалось, что здание так и должно остаться детским кинотеатром. В 2007 году работы на объекте начались, но так и не закончились. В запущенном состоянии до сих пор находится и переулок Ударника за «Пионером». Что планируется делать с ними дальше, неизвестно.
Дом архитектора
Юбилей Александра Артюшкова в этом году совпал с круглой датой его дома, который главный иркутский архитектор построил для себя и своей семьи в 1907-1908 годах на улице Медведниковская. С виду миниатюрный дом площадью 353 кв.м имеет два этажа, подвал и мансарду, множество окон и комнат. Обширное подворье позволяло держать конюшню и хозяйство. В криминальной хронике, говорит Алексей Петров, сохранились свидетельства о том, что со двора архитектора трое местных мальчишек угнали двух овец и пытались поймать гусей.
Для своего дома Александр Артюшков предпочёл не камень, а дерево – лиственницу. Архитекторская усадьба выдержана в стиле сибирского модерна с большими окнами, которые были не характерны для холодных краёв. Этот нюанс Александр Артюшков продумал и зимой дом отапливался несколькими печами. В советское время их все срезали.
В 1930-е годы после смерти Александра Артюшкова из дома сделали «коммуналку», которая просуществовала до 1950-х годов, рассказывает Карина Пронина. Размещалась тут и музыкальная школа, в которую по городской легенде ходил известный ныне пианист Денис Мацуев, а в 1990-х годах его «заселили» коммерческие фирмы. В 2014 году в доме архитектора поселилось творчество, когда он, наконец, попал в бережные руки московской театральной лаборатории «Театрика».
– Мы позиционировались как пространство живого развития. Мы сохранили дом, обустроили его, сделали так, чтобы там можно было находиться. Там проводилась куча всяких мероприятий, – говорит Карина Пронина. – Когда наша лаборатория туда заезжала, в доме царила разруха. Всю мебель и предметы интерьера купили мы сами, на блошиных рынках, у антикваров, что-то привезли из Москвы. Всё, что мы нашли от наследства Артюшкова, – это эскиз реки Ушаковка и несколько склянок, которые тоже стали предметами интерьера. Всё остальное было вывезено мусоровозами.
«Театрика» постаралась сохранить дух хозяина, отразить его разностороннюю натуру, интересовавшуюся буквально всем – от театра (Александр Артюшков на протяжении десятков лет входил в общественный совет городского театра) до керамики и сибирского камня. В подвале в «Доме А», например, организовали камнерезную мастерскую. Сам архитектор в этом помещении устроил для себя керамическую мастерскую.
Проект «Дом А» просуществовал до 2016 года. Арендованное здание люди, которым удалось возродить дом Александра Артюшкова, удержать не смогли. В прошлом году, рассказала Карина Пронина, дом, который является региональным памятником архитектуры, за символическую сумму федеральный Минкульт через аукцион продал в частные руки. Сейчас в нём ведётся ремонт и по имеющейся информации здание перепродадут уже за другие деньги. Что будет с этим уникальным местом в будущем, неизвестно.