Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» продолжает седьмой сезон проекта «Прогулки по старому Иркутску». В зимне-весеннее время мероприятия проекта проходили в закрытых помещениях, а с наступлением теплых дней иркутские ученые и молодые исследователи приглашают всех желающих пройтись по улицам города, где раскроют самые интересные факты из жизни представителей вла-сти и простых иркутян XIX-начала XX веков. К каждому мероприятию издается специ-альная открытка.
Высшее инженерное образование в России ведёт отсчёт с изданного 20 ноября 1809 г. манифеста «Об управлении водными и сухопутными сообщениями». В нем говорилось, что «устройство многочисленных и удобных сообщений в государстве, толико обширном и обилующем толь различными произведениями, составляет одну из важнейших частей управления». Сопровождавший манифест документ «Учреждение об управлении водными и сухопутными сообщениями» предусматривал образование округов путей сообщения, Корпус инженеров путей сообщения, а «для приготовления юношества и образования инженеров, учреждался особый Институт». Часть Пермской, Тобольская, Томская и Иркутская губернии составили 10-й округ путей сообщения. В Иркутской губернии к нему принадлежали «воды реки Ангары, Селенги, озеро Байкал, Главный тракт по всей Сибири, дорога от Иркутска до Кяхты».
Выпускники Института составляли Корпус инженеров, а его специалисты направлялись во все уголки империи. Сооружение гужевых дорог (а затем и железных), обустройство водных путей до начала XX в. было одним из главных видов деятельности выпускников Института. Инженеры решали и другие проблемы, связанные с устройство плотин, шлюзов, каналов и зданий.
Одной из важнейших задач инженера в Иркутске стало устройство надёжной набережной вдоль правого берега Ангары. Разрушительная деятельность воды на протяжении многих лет «обрывала» берег, доставляя проблемы городу, заставляя принимать различные решения для избавления от разрушающего действия течения воды. В конструкции набережной использовался научный подход и накопленный опыт их сооружения в других городах. Другой важнейшей задачей стало сооружение прочного, круглогодичного пути сообщения, соединявшего город с Забайкальем.
Существовавшая Кругоморская дорога являлась одним из труднейших путей, исправлять и поддерживать её для проезда теми способами, которые применялись, не было возможности. Правительство по-ставило задачу найти более выгодное направление пути. На первого инженера путей со-общения, прибывшего в Иркутск, было возложено выяснение целесообразности выполнения работ, предназначенных к постройке на китайской границе, как устройство рва, вала, надолбов, палисада. Задачи оказались настолько сложны, что потребовали много времени и усилий нескольких инженеров для их выполнения. А история строительства набережной и проектирование трактов Иркутска показывает его роль и значение как столицы Восточной Сибири.
Автором прогулки «Первые русские инженеры в Иркутске» будет кандидат исторических наук, заместитель директора музея истории ВСЖД АЛЕКСАНДР ХОБТА. Начало встречи у памятника первопроходцам (ул. Нижняя Набережная) во вторник, 8 мая, в 18.00. Вход свободный.
Проект «Классические «Прогулки по старому Иркутску» поддержаны Правительством Иркутской области в рамках конкурса социальных проектов «Губернское собрание общественности»
Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает вас на первую уличную встречу девятого…
Нобелевская премия по химии: Алексей Вильмс