Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» шестой сезон ведет проект «Прогулки по старому Иркутску». В теплое время иркутские ученые и молодые исследователи раскрывают самые интересные факты из жизни представителей городской власти и простых горожан XIX-начала XX веков на городских улицах Иркутска, а в зимне-весеннее время проводят мероприятия в закрытых публичных помещениях. К каждому мероприятию издается специальная открытка.
2017 году посвящен советской истории города Иркутска, и мы хотим приоткрыть новые страницы не так давней истории. Железнодорожная линия Иркутск-1 – Слюдянка-2 в проектных документах называлась «Строительство № 12», «Титул № 12» или просто «И–С». Линия проектировалась в обход существовавшего обвалоопасного участка ВСЖД: Иркутск – Байкал – Култук – Слюдянка. Изыскательские и проектные работы осуществлялись силами Министерства путей сообщения.
Вопрос о замене обвалоопасного железнодорожного участка возник во время строительства первого пути, затем он обсуждался во время строительства второго пути Кругобайкальской железной дороги. К изыскательским работам приступили в 1938 г. По результатам изыскательских работ был составлен проект на сооружение двухпутной железнодорожной линии. В 1939 г. приступили к подготовительным работам. Начавшаяся Великая Отечественная война заставила изменить, а позднее и свернуть проект. Сооружение линии активно продолжилось в 1945 г. В строительстве принимали участие спецформирования, завербованные, мобилизованные по специальной дорожной повинности и железнодорожные войска. Во временную эксплуатацию в однопутном варианте линия была сдана 1 января 1949 г. В 1950 г. в связи со строительством первой гидроэлектрической станции на Ангаре проект вновь переработан на строительство двухпутной линии, а в 1953 г. выдано проектное задание по электрификации участка Иркутск – Слюдянка. Строительство железнодорожной линии окончено в 1956 г.
Характерными чертами строительства линии Иркутск–Слюдянка были строжайшая экономия во всём и на всём, сокращение сроков работ, типизация и унификация конструкций сооружений и их элементов, максимальное применение типовых проектов. Мосты и тоннели, выполненные из железобетона, уже не обладали особыми архитектурными достоинствами. Гражданские здания и сооружения выполнены также однообразными без декоративных дополнений.
Автором «Прогулки по старому Иркутску», посвященной строительству железнодорожной линии Иркутск – Слюдянка, будет кандидат исторических наук, заместитель директора музея истории ВСЖД АЛЕКСАНДР ХОБТА. Встречаемся во вторник, 5 сентября на перекрестке бульвара Гагарина и улицы Чкалова (напротив исторического факультета ИГУ). Начало в 18.00.
В 2017 году проект «Провинциальные прогулки / Прогулки по старому Иркутску» поддержан Правительством Иркутской области в рамках конкурса социальных проектов – Губернское собрание общественности.
По всем вопросам: Алексей Петров 8-9025-192178, alexey1975irk@gmail.com
Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает вас на первую уличную встречу девятого…
Нобелевская премия по химии: Алексей Вильмс